- Подготовка
- Загрузка товаров, цен и остатков
- Работа c маркетплейсом
- Отчеты и аналитика
- Инструкции маркетплейсов
Подготовка
Начало работы с маркетплейсом
Маркетплейс — это витрина товаров разных продавцов. Ежедневно огромная аудитория покупателей делает заказы на многочисленных маркетплейсах. Многие маркетплейсы не только размещают товары на своей витрине, но также берут на себя их хранение, сборку и доставку покупателям, за отдельную плату.
Для начала узнайте правила работы маркетплейса: какие товары на нем можно размещать и какие возможны схемы работы. Затем нужно зарегистрироваться в личном кабинете маркетплейса (сразу или по одобренной заявке) и подписать договор или принять условия оферты. Следующий шаг — настройка схем поставки, складов, доставки и оплаты, а также загрузка карточек товара, остатков и цен.
Выбор схемы поставки
Схема поставки определяет, где хранится товар и кто доставляет его покупателю. Обычно на одном маркетплейсе можно выбрать различные схемы поставки для разных товаров. На данный момент существуют три основные схемы:
- FBO (Fulfillment by Operator)
- FBS (Fulfillment by Seller)
- DBS (Delivery by Seller)
Схема поставки |
Хранение товара до продажи |
Сборка и упаковка товаров в отправления |
Доставка отправлений |
Доставка отправлений до покупателя |
FBO |
Маркетплейс |
Маркетплейс |
Маркетплейс |
Маркетплейс |
FBS |
Продавец |
Продавец |
Продавец |
Маркетплейс |
DBS |
Продавец |
Продавец |
— |
Продавец |
FBO (Fulfillment by Operator)
Первая и основная схема работы маркетплейса. Маркетплейс берет все процессы на себя, а продавец платит за это комиссию.
- Продавец маркирует товар согласно правилам маркетплейса.
- Продавец делает оптовую отгрузку на склад хранения маркетплейса или в распределительный центр.
- Товар распределяется по локальным и региональным складам для хранения в ожидании заказов покупателей.
- Маркетплейс собирает заказы, упаковывает в посылки и доставляет их покупателям.
При такой схеме товар нельзя продавать по другим каналам, так как остатки не хранятся у продавца. Возврат, как правило, доставляется обратно на склад хранения маркетплейса для повторной продажи.
Иногда маркетплейсы заменяют букву О на собственные, например FBW или FBY (Fulfillment by Wildberries или Fulfillment by Yandex). Или просто называют Fulfillment (фулфилмент).
FBS (Fulfillment by Seller)
Вторая по популярности схема работы маркетплейса. Товары хранятся на складе у продавца до момента заказа.
- Продавец хранит товар на своих складах до поступления заказа.
- При поступлении заказа продавец собирает и упаковывает товар, наклеивает этикетки отправления и отвозит на сортировочный центр маркетплейса.
- Маркетплейс доставляет товар от сортировочного центра до покупателя.
Один и тот же товар можно продавать по разным каналам так как остатки хранятся у продавца. Возвраты, как правило, обрабатываются маркетплейсом и снова отправляются на склад продавца.
Иногда данную схему называют RealFBS или Drop Shipping (дроп шиппинг).
DBS (Delivery by Seller)
За весь процесс — хранение товара и обработку заказа — отвечает продавец. Комиссия маркетплейса минимальна. Также применяется при торговле со склада поставщика.
- Продавец хранит товар на своих складах до поступления заказа.
- При поступлении заказа продавец собирает, упаковывает товар в отправление, наклеивает этикетки отправления и полностью организует доставку покупателю.
Один и тот же товар можно продавать по разным каналам так как остатки хранятся у продавца. Возвраты обрабатываются продавцом и снова отправляются на его склад.
Иногда данную схему называют Long Tail (лонг тейл).
Настройка МоегоСклада
Перед началом работы с маркетплейсом настройте МойСклад — это упростит учет товаров, обработку заказов и аналитику.
Работа с маркетплейсом строится на основе комиссионной торговли. Учет ведется по Полученным отчетам комиссионера, которые передает маркетплейс.
Контрагенты и договоры
Для начала работы нужно завести в МоемСкладе маркетплейс как контрагента и добавить договор комиссии.
- Создайте контрагента — назовите его как маркетплейс. Введите ИНН, реквизиты заполнятся автоматически.
- Создайте Договор комиссии и укажите в нем маркетплейс как контрагента. В строке Вознаграждение укажите Не рассчитывать.
Каналы продаж
Для учета продаж на различных маркетплейсах по различным схемам работы, а также для сравнения с продажами по другим каналам (например, через интернет-магазин и социальные сети) создайте канал продаж и типом Маркетплейс и укажите в названии канала схему поставки, например:
- WB FBO
- OZON FBS
- Я.Маркет FBY
Статистика продаж по каналам отображается в отчетах Прибыльность и Прибыли и убытки. Ее можно оценить уже после первых продаж.
Проекты
Проекты помогают учитывать и анализировать результаты акций и сезонных предложений. Например, ежегодных осенних и рождественских распродаж. В документах, связанных с акцией, указывается соответствующий проект — по ним можно фильтровать реестры и анализировать данные в отчетах Прибыльность и Прибыли и убытки.
Статусы
Для удобства работы с заказами и платежами рекомендуется настроить статусы.
Загрузка товаров, цен и остатков
Теперь добавьте товары и остатки — тогда ваши покупатели будут видеть актуальный список доступных товаров.
Товары
Для загрузки товаров на маркетплейс чаще всего используют импорт табличного файла. У каждого маркетплейса свой набор обязательных полей, у некоторых он зависит от категории товара.
- Экспортируйте товары из МоегоСклада.
- Скачайте шаблон экспорта товаров соответствующей категории из личного кабинета на маркетплейсе.
- Скопируйте товары из первой таблицы во вторую.
- Заполните отсутствующие поля.
- Загрузите получившийся файл в личный кабинет маркетплейса.
Цены и остатки
Цены необходимо обновлять для всех схем поставки, а остатки — только для FBS (DBS), так как товар хранится на складе продавца. Проще всего загружать цены, остатки и скидки так же через экспорт из МоегоСклада и импорт в формате маркетплейса.
Работа c маркетплейсом
По FBO
Отгрузка товаров
- Передайте товар маркетплейсу. Для этого:
- Создайте Отгрузку по Договору комиссии:
- Контрагент — маркетплейс.
- Адрес доставки — адрес склада маркетплейса.
- Дата — дата поставки на маркетплейс.
- Укажите Тип цен, Скидки, Канал продаж и Проект.
- Доставьте товар на склад маркетплейса.
- Создайте Отгрузку по Договору комиссии:
- Следите за тем, какое количество товара было передано маркетплейсу, продано и возвращено в разделе Продажи → Товары на реализации.
Чтобы поддерживать отчет в актуальном состоянии, регулярно загружайте информацию из личного кабинета маркетплейса в МойСклад. Скачивайте отчеты о продажах, начисленной комиссии и возвратах и создавайте на их основе Полученный отчет комиссионера. На вкладку Реализовано комиссионером добавляйте товары, которые были проданы за текущий период, а на вкладку Возврат на склад комиссионера вносите товары, возвращенные за период.- Скопируйте входящий номер из отчета маркетплейса, заполните дату отчета, а также даты отчетного периода.
- Товары проще всего импортировать из отчета маркетплейса: внизу страницы есть шаблон — скопируйте в него значения из отчета и загрузите в МойСклад. Также укажите в таблице данные:
- Цена — реальная цена продажи.
- Вознаграждение — вознаграждение маркетплейса, как в отчете, полученном от маркетплейса.
- Если маркетплейс оказывает дополнительные услуги (складское хранение, доставка и т.п.), в поле Прочие услуги укажите вознаграждение маркетплейса. Значение повышает себестоимость проданных товаров.
- Чтобы баланс правильно отображался, создайте Входящий платеж из Полученного отчета комиссионера или свяжите платеж, полученный из банковской выписки.
- Проверьте совпадение сумм в Полученном отчете комиссионера и Входящем платеже с отчетами маркетплейса.
Возвраты
Чтобы обработать возврат на склад маркетплейса за период:
- Создайте Полученный отчет комиссионера.
- Заполните обязательные поля.
- Перейдите на вкладку Возврат на склад комиссионера.
- Добавьте возвращенные товары на вкладку вручную или через импорт.
Если за период были и продажи, и возвраты, то не нужно создавать два отдельных отчета. Зафиксируйте продажи на вкладке Реализовано комиссионером, а Возвраты — на вкладке Возврат на склад комиссионера. Итоговые показатели по отчету будут рассчитаны с учетом двух вкладок.
По FBS (DBS)
Отгрузка товаров и обработка заказов
- Создайте Заказы покупателей или загрузите их из маркетплейса. Товары можно ставить в резерв, чтобы остатки были актуальными.
- Адрес доставки:
- адрес склада маркетплейса при FBS;
- адрес покупателя при DBS.
- Планируемая дата отгрузки:
- дата поставки на маркетплейс при FBS;
- дата поставки покупателю при DBS.
- Укажите Тип цен, Скидки, Канал продаж и Проект.
- Адрес доставки:
- На основе Заказа покупателя создайте Отгрузку (поля наследуются из Заказа). Создать Отгрузку можно:
- когда товар отгружен на склад маркетплейса. При этом резерв в Заказе покупателя снимается. Если заказ будет отменен или возникнут сложности с приемкой на складе маркетплейса, создайте документы возврата или отредактируйте более ранние документы;
- когда заказ принят на складе маркетплейса. На этом этапе товар уже передан для доставки, сложностей с ним не возникнет.
Чтобы видеть комиссию, поставьте цену товара в Отгрузке меньше на сумму комиссии. Тогда в реестре Заказов покупателей заказ будет отображаться как отгруженный не полностью. Разница между суммой заказа и суммой в Отгрузке будет показывать сумму комиссии. - Распечатайте этикетки в личном кабинете маркетплейса и наклейте их на товары. Организуйте доставку товаров в сортировочный центр маркетплейса.
- Контролируйте движение товаров в разделе Продажи → Товары на реализации → Переданные. Следите за тем, какое количество товара было передано маркетплейсу, продано и возвращено в разделе Продажи → Товары на реализации.
Возвраты
Предположим, что комиссионер отчитался за октябрь 2021 года. А в следующем периоде — в ноябре 2021 года — товар, проданный в октябре, вернули. Следовательно, произошел возврат на ваш склад.
Чтобы обработать такой возврат:
- Создайте Возврат покупателя. При необходимости свяжите его с Отгрузкой.
- Создайте Исходящий платеж на сумму возврата, если к Отгрузке уже был привязан Входящий платеж.
Отчеты и аналитика
Управление закупками
Используйте инструменты Управления закупками для планирования оптовых закупок для товаров FBO и пополнения резервов под продажи FBS (DBS) с учетом спроса.
Остатки
Контролируйте Остатки для обеспечения спроса по схемам FBS (DBS) и планирования отгрузок по FBO.
Товары на реализации
Контролируйте остатки для товаров на складах маркетплейсов для FBO.
Реестр Полученных отчетов комиссионера
Не забывайте создавать Отчеты комиссионера для обновления остатков и корректного отражения данных в отчете.
Прибыльность
Используйте данные из отчета Прибыльность для развития торговли.
По товарам
Оценивайте продажи, возвраты и рентабельность по товарам. Используйте фильтры по каналам продаж для оценки продажи товаров в разрезе различных каналов продаж. Используйте фильтры по проектам для оценки успешности проведения акций и сезонных распродаж.
По сотрудникам
Оценивайте эффективность работы менеджеров по продажам. Используйте фильтр по каналам продаж и проектам, если ваши продавцы распределены по направлениям продаж.
По каналам продаж
Оценивайте эффективность маркетплейса и схемы поставки, анализируйте средний чек и рентабельность. Повышайте прибыль путем рекламы или улучшения качества карточки товаров.
Прибыли и убытки
Отфильтруйте отчет Прибыли и убытки по каналу продаж и контролируйте выручку и операционные расходы, в том числе комиссионное вознаграждение.
Инструкции маркетплейсов
- Wildberries
- Ozon
- Яндекс.Маркет
- СберМегаМаркет
- AliExpress
- Lamoda
- СДЭК.маркет
- Avito
- Леруа Мерлен
- Петрович
- Amazon
- Kaspi.kz
- Exist.ru
- Emex
- Autodoc.ru
- Акушерство
Смотрите также
Курс: Работа с маркетплейсами в сервисе МойСклад